Надо сказать, что возраст 6-7 лет связан с наступлением переломного, критического периода жизни ребенка. Он переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка переживаний. Она связана с завершением дошкольного цикла развития и ожиданием школьного цикла.
Самая существенная черта этого периода- кризис 7 лет - начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка, ут¬рата непосредственности, привнесение в поступки интеллектуального момента.
Вам известно состояние ожидания, когда кончается важнейшая часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радо¬стное нетерпение, опасение неизвестности... Ребенок - первоклассник тяжело переживает это состояние: то перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот бо¬лит, то голова, то плакать хочется, то на месте не усидишь, все из рук валится... Когда и педагогу знакомо это состояние , тогда он легче поймете ребенка, находящегося на важном рубеже своей жизни.
Как все мы, так и дети реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройством сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Может вырасти тревожность, капризность ребенка, могут заостриться любые «шероховатости» характера: упрямство или сосредоточенность, замкнутость или демонстративность... Ребенку труд¬но. И с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий, тоже непросто. Поэтому одна из важнейших задач учителя начальной школы – помочь адаптироваться к новым создавшимся условиям.
В этой связи учёт возрастных особенностей становится главным принципом при выборе технологий обучения.
Учитель 1а класса Елизарова Елена Александровна