Сейчас на сайте

Сейчас 7 гостей онлайн

Авторизация



Методика организации виртуальных экскурсий как инструмент высокотехнологичной среды ОУ
Капалыгина Т.В.

Экскурсии по биологии - это продолжение развития знаний о среде обитания, её факторах и их влиянии на организм, особенностей строения растений и животных разных экологических групп, природных сообществах. На экскурсиях формируется умение проводить наблюдение, сравнивать, классифицировать биологические объекты, выполнять практические работы. Результаты своей деятельности учащиеся фиксируют в виде описания, схемы, рисунка, фотографии, гербария;  так они учатся анализировать, делать выводы и обобщения. Очень важно на экскурсии воспитывать у учащихся культуру общения с природой, правила рационального природопользования. В процессе формирования умений от этапа к этапу необходимо увеличивать степень самостоятельности учащихся в овладении знаниями о природе.

По определению Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской,  школьная экскурсия –  это форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с   познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях. Классификация экскурсий при обучении биологии по учебному содержанию, по месту проведения, по местоположению в темах учебных разделов.

1.Тематические: 

− природоведческие

− ботанические

− зоологические

− экологические и т.д.

2. Комплексные: 

- в естественную среду

-в  искусственную среду

3. Вводные

4. Текущие

5. Заключительные

Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих уроках. Жизнь предъявляет новые требования в условиях современной высокотехнологичной среды  -  виртуальные экскурсии.

Заранее в годовом плане определяю сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках или перед намеченной экскурсией или давая задание на лето, создаю для учащихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. При этом выделяются вопросы, которые нужно выяснить в природе, даю задания для повторения и предварительного ознакомления с материалом в плане подготовки к экскурсии. Так, например, при подготовке экскурсии «Зимние явления а природе», объединяю детей в группы, даю задания каждой группе. Задания оформляют в виде фотоальбомов, презентаций, докладов, видеороликов. Из собранных материалов создаю виртуальную экскурсию, презентация которой проходит  на уроке. Задания дети выполняют чаще самостоятельно, иногда под моим руководством во внеурочное время. Для проведения уроков по изучению многообразия тех или иных групп организмов, дети получают индивидуальные задания по созданию презентаций, которые затем объединяю, создавая виртуальную экскурсию. Для выполнения заданий такого типа учащиеся используют интернет. Для создания виртуальной экскурсии «Сообщества Курортного района» были проведены проектно-исследовательские работы. Преимущество проведения виртуальных экскурсий огромно. За один урок можно посетить несколько природных сообществ, используя материал собранный самими учащимися. Интересный и красивый видеоряд вызывает желание посетить самостоятельно изученные уголки природы.

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и улучшают знания учащихся. Учащиеся видят растения и животных в естественной среде: растения — в связи с почвой, животных — в связи с растениями, получая представление о биоценозах, о целостности природы в определенное время года. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе. При этом многие знания практикуются в узнавании изученных объектов, в объяснении увиденного явления. Соприкосновение с природой, познание ее явлений не только дают учащимся конкретные, правильные биологические понятия, но имеют и большое воспитательное значение.

Экскурсии в сельскохозяйственное производство, на опытно-селекционные станции, в плодовые питомники, показывающие применение биологических знаний на практике, многообразные сорта растений и породы животных, созданные человеком, условия, повышающие урожайность растений и продуктивность животных, знакомят учащихся с управляемой человеком природой, что имеет большое познавательное и воспитательное значение. Для осуществления этих экскурсий интернет незаменим. Выхожу на сайты предприятий, делаю презентации или даю задание детям. За урок можно посетить несколько предприятий по всей стране.

Уточнение и расширение биологических понятий, воспитание мировоззрения, мышления, эстетических чувств, приобретение умений наблюдать в природе — все эти возможности учителю нужно иметь в виду при проведении натурных и виртуальных экскурсий.

Учебно-воспитательное значение школьных биологических экскурсий огромно. Эта форма организации учебно-воспитательного процесса заслуживает со стороны учителя самого серьезного внимания, так как при выполнении исследовательских и проектных заданий, знания учащихся развиваются, совершенствуются и превращаются в умения, которые способствуют их профессиональной ориентации. Посещение сайтов особо охраняемых территорий, дают возможность познакомиться с охраняемыми объектами не только своей области, но и совершить путешествие в любой уголок мира.

 

Обновлено 11.01.2014 11:11