Сейчас на сайте

Сейчас 33 гостей онлайн

Авторизация



Образовательный блог как инструмент организации коммуникативного пространства в рамках высокотехнологичной образовательной среды ОУ
Широких Т.А.

http://www.lessons324.blogspot.ru/

В условиях развития информационного общества глобальные изменения происходят и в системе образования. Открытость и непрерывность образования, информационные технологии обучения, самообразование, личностно-ориентированный подход нашли отражение в разработке Федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим особую актуальность для образовательных учреждений приобретают задачи, направленные на подготовку обучающихся к жизни в условиях информационного общества, на формирование способности к успешной социализации. Для решения этих задач в настоящее время активно разрабатываются модели создания единого информационного пространства школы. Каждая школа должна иметь собственную информационно-образовательную среду в образовательно-информационном пространстве региона. Ее создание и развитие призвано модернизировать образовательный процесс. Для этого необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал школы. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями. Именно на это нацелена программа опытно-экспериментальной работы ОУ № 324 Курортного района Санкт-Петербурга по теме: «Модель высокотехнологичной среды образовательного учреждения». Программа призвана реализовать на практике тезис о необходимости построения высокотехнологичной среды школы на основе не только существующих, но и перспективных технологий. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет информационно-образовательную среду (ИОС) как систему информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Именно ИОС является важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования.

Структура ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем:

  • Информационно-образовательных ресурсов
  • Компьютерных средств обучения
  • Современных средств коммуникации
  • Педагогических технологий

 Следовательно, чтобы стать эффективной, модель высокотехнологичной образовательной среды должна быть не только информационной, но и коммуникативной. Сегодня мало просто донести информацию, нужно внедрять высокотехнологичные интерактивные ресурсы, привлекающие пользователей в контекст совместных обсуждений, поисков и проектов. На наш взгляд, решению этой задачи может способствовать грамотно организованный образовательный блог. Под блогом в данной статье понимается иерархия текста, изображений, мультимедийных объектов и данных, упорядоченных хронологически и просматриваемых с помощью веб-браузера. Волохонский В.Л. выделят такие качества блогов как событийность, эмоциональность, рефлексивность, цитатность, коммуникативность, тематичность, наличие различных форм творчества [Волохонский, 2006]. При этом коммуникативное пространство формируется не только вокруг блоггера, но и сам блоггер является его активным создателем. С этой точки зрения, блог можно рассматривать как инструмент самообразования и самопрезентации личности в информационной образовательной среде. Образовательный блог следует строить как постоянно развивающийся портал, что позволяет сформировать пространство совместной деятельности и общения, в котором возникают новые роли, статусы и уровни компетентности.

Блог создает идеальную среду для развития проектной и исследовательской деятельности пользователей. В отличие от сайта создание и сопровождение блога не требует наличия у создателя особой квалификации и специальных компетенций. Поддержка блога должна являться командной работой, объединяющей учителя и учеников. Блог также позволяет накапливать продукты интеллектуальной деятельности, предоставляет возможность эффективно управлять самостоятельной работой учащихся, способствуют повышению коммуникации за счет таких дидактических свойств блога, как открытость и доступность. Исследователи рассматривают блоги в том числе, как среду для непрерывного образования, диалоги в блогах позволяют прояснить позиции участников, содействуют развитию рефлексии, формируют убеждения, помогают коллективной постановке проблем и поиску их решения [Анненков, 2006]. Блоги разнообразны по своим целям, задачам и структуре.

Автор статьи “Такие разные блоги” Людмила Рождественская выделяет следующие типы блогов в зависимости от их функционального применения: Виртуальные образовательные сообщества Блог профессионального сообщества, позволяет коллективно или в одиночку рефлексировать, систематизировать накопленный опыт, обобщать результаты самообразования, саморазвития, делиться результатами своего труда с коллегами-блоггерами. Блог в поддержку учебного проекта, позволяет организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся с помощью доступных их возрасту веб-сервисов. Блог-конспект (это блог для размещения учебного содержания какой-либо темы). Личный профессиональный блог учителя.

В любом случае блог дает в руки учителю принципиально новый инструмент организации коммуникативного пространства обучения, обладающий большими преимуществами. Пространство образовательного блога имеет следующие возможности:

  • размещение рекомендаций для учеников по изучению тех или иных тем;
  • просмотр учебных видеофильмов с лекциями, видео-уроками, путем встраивания их в блог;
  • публикации опросов, онлайн-тестов, слайд-презентаций;
  • консультирование по разным вопросам;
  • организация дискуссий и обсуждений;
  • сообщение о событиях в классе или на уроке, во внеурочной деятельности;
  • обмен полезными ссылками на ресурсы Интернета;
  • советы родителям;
  • организация проектной и исследовательской деятельности учащихся;
  • изучение потребностей учащихся;
  • получение обратной связи;
  • продвижение идей и.т.п.

 В процессе изучения опыта ведения образовательных блогов возникла идея создания блога в формате дискуссионного клуба. Образовательный блог «Мудрые мысли» (http://lessons324.blogspot.com) функционирует с ноября 2012 года.

Блог предназначен для учащихся старших классов и посвящен проблемам литературного чтения. Этот блог можно рассматривать как ресурс в преподавании литературы, целью которого является формирование коммуникативной компетенции ученика и повышение мотивации к чтению художественной литературы через использование современных образовательных технологий. Все материалы в блоге можно классифицировать по той роли, которую они призваны играть в учебном процессе: На начальном этапе функционирования блога учитель предлагает темы для обсуждения, основанные на проблемном вопросе, касающемся прочитанного произведения. В дальнейшем темы для дискуссий могут предлагать и сами ученики.

Для участия в дискуссии необходима предварительная подготовка ученика, который должен создать банк аргументов в защиту своей позиции. В помощь ученику предлагаются ссылки на образовательные цифровые ресурсы, видео-материалы, видео- лекции. Дискуссионный вопрос, как правило, предполагает два противоречащих друг другу мнения. Участники дискуссии заявляют о своих позициях в комментариях к теме и предъявляют аргументы. Учитель выполняет роль ведущего дискуссионного заседания, а также оценивает интеллектуальный труд учеников по окончании обсуждения.

В рамках блога также предусмотрена возможность предъявить на суд общественности свое литературное творчество и получить рецензии от участников блога.

В целях повышения интереса к чтению вниманию учеников предлагаются разного рода рейтинги в мире литературы (Например, «100 лучших книг, рекомендованных к прочтению» или «10 писателей, которые изменили мир»). Формат блога предоставляет участнику возможность дать свою рейтинговую оценку.

В разделе «Это интересно» участники блога могут размещать достойную внимания информацию о литературной жизни.

Разнообразны также возможности гаджетов: анкетирование, опросы, статистика, презентации и т.п., что позволяет сделать блог привлекательным для внимания посетителей.

Итак, образовательный блог в формате дискуссионного клуба выполняет следующие задачи:
  • является средством мотивации к осознанному чтению и развитию аналитического мышления;
  • привлекает внимание к классическим текстам, по поводу которых могут организовываться разного рода дискуссии;
  • развивает навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
  • формирует представление о ценностных ориентирах и коммуникативной культуре общества;
  • организует пространство, позволяющее выстраивать мыслительно-позиционный тип коммуникации.

 

В заключении следует отметить, что образовательные блоги открывают перед учителем новую информационную среду и дают новые широкие возможности организации образовательного процесса и профессионального роста.

Таким образом, одна из современных педагогических задач - сделать блог рабочим инструментом учителя в построении высокотехнологичной среды ОУ.

Литература

  1. Анненков В.В. Блоги как среда для непрерывного образования взрослых: опыт сообщества СТОИК // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, – М.: Рособразование. - 2006.
  2. Волохонский В. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. - СПб.: Издательство СПбГУ. – 2006.
  3. Кудрявцева И. А. Образовательный блог в деятельности учителя-предметника // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф.). — СПб.: Реноме, 2012.
  4. Шарова Н.Н. Образовательный блог как среда личностных проявлений обучающихся // Сборник научных трудов "Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве. - СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010.
  5. Курвитс Марина. Виды образовательных блогов. / Цифровой ресурс http://blognauroke.blogspot.com/2009/09/blog-post_4811.html
  6. Половникова Ольга. Кое-что о блогах, классификация блогов. / Цифровой ресурс http://statiami.com/s/internet/koe-chto-o-blogah.php
  7. Рождественская Людмила. 10 тезисов/вопросов про учителя-блоггера. / Цифровой ресурс http://www.slideshare.net/lvr/10questions-1482153

Обновлено 11.01.2014 11:30