Сейчас на сайте

Сейчас 43 гостей онлайн

Авторизация



Педагогический тематический блог как средство непрерывной и проектно-исследовательской деятельности учащихся

Н. М. Маликова

В настоящее время система школьного образования Российской Федерации претерпевает кардинальные перемены, связанные с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Одним из главных требований нового стандарта по отношению к образовательному учреждению является формирование современной информационно-образовательной среды, которая поможет создать условия для получения качественного образования. За эффективность использования информационно-образовательной среды главным образом отвечает такой параметр как высокотехнологичность образовательной среды, который должен соответствовать техническому уровню развития общества.

Эффективность использования информационно-образовательной среды напрямую связана с обеспечением доступности качественного образования.

В настоящее время, в условиях наличия образовательных продуктов и услуг на основе всемирной компьютерной сети Интернет и новейших компьютерных систем виртуального обучения доступность образования можно обеспечить через использование информационного тематического блога, который отвечает одному из требований высокотехнологичной информационной образовательной среды школы – обеспечивает эффективное взаимодействие между субъектами с использованием современных информационных и коммуникативных технологий.

Блог, в переводе с английского, - это интернет-журнал событий, то есть некое подобие дневника, содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи разнопланового характера, в частности: тексты, изображения, мультимедиа.

Первый блог появился в 1992 году, когда Тим Бернерс-Ли опубликовал в Интернете новости личностного характера, которые позже были прокомментированы другими пользователями. Более широкое распространении блоги получили только с 1996 года.

Сейчас существует несколько разновидностей блогов: по авторству – личностные и групповые; по содержанию – тематические и общие.

Авторский блог, в отличие от традиционного дневника, публичен, то есть предполагает сторонних читателей, которые могут прокомментировать статью, написанную автором, высказать свое мнение.

Педагогический блог, который может быть как авторским, так и групповым, можно создавать не только по предмету, но и по различным направлениям внеурочной деятельности. Для проектно-исследовательской деятельности более удобным является тематический блог, поскольку он будет отражать актуальные вопросы, рассматриваемой научной темы.

Следует учитывать тот факт, что чтение блогов и авторство – два разных по содержанию процесса, поэтому, несмотря на то, что авторами статей в тематическом  блоге могут стать любые зарегистрированные пользователи, в педагогическом тематическом блоге следует уделить внимание тому, чтобы любая информация проходила проверку на научность у руководителя проектно-исследовательской деятельности.

Тематический блог в учебном процессе играет важную роль, поскольку выполняет следующие функции: информационную, коммуникативную, функцию сплочения, самопрезентации, развлечения.

Наиболее важная, из вышеперечисленных, функция информационная, поскольку учащиеся, которые задействованы в определённой проектно-исследовательской деятельности, могут оперативно поделиться найденной информацией по заданной теме с другими учащимися, а также проследить их реакцию на те или иные высказывания, что в конечном итоге позволит выявить проблемные и дискуссионные вопросы, которые могут быть разрешены уже при личном общении.

Тематический блог является информационной средой для проектно-исследовательской деятельности не только потому, что учащиеся могут выкладывать свои разработки и обсуждать их, а главным образом потому, что учитель может оценивать промежуточные результаты деятельности проектной группы, а также публиковать свое мнение.

Тематический блог коммуникативен, поскольку учащиеся общаются между собой, но необходимо обращать внимание на то, чтобы виртуальное общение сопровождалось личным живым, поскольку порой участники блогов не могут общаться в живую с человеком, с которым ведут жаркие споры в виртуальном пространстве.

Примером тематического блога является  «Был город-фронт, была блокада». 
Инициатором создания блога стала учитель русского языка и литературы, руководитель Литературной гостиной. Она предоставила материалы учащихся из «Летописи военных лет»: стихи, интервью, рассказы, стенгазеты. Фотоматериалы предоставила зам. директора по воспитательной работе

В нашей школе ежегодно проводятся мероприятия, посвященные началу, прорыву и снятию блокады. Для учащихся с 1 по 11 класс организуются встречи с ветеранами, на литературной гостиной выступают поэты фронтовики. За последние 10 лет было накоплено много работ, посвященных Великой Отечественной войне. Это рисунки, которые дети  создают посвященные блокаде Ленинграда. На уроках изобразительного искусства учащимся даются задания к памятным датам. В актовом зале школы проходят выставки лучших детских  рисунков, посвященные Дню Снятия блокады. К литературным гостиным учащиеся готовят стихи собственного сочинения, посвященные жителям блокадного города. А в младших классах на уроках технологии создаются поделки, посвященные нашему городу.  Группы учащихся берут интервью у ветеранов Великой Отечественной войны, снимают их на видео, чтобы сохранить и показать их другим учащимся, не прервать нить связи поколений.   На уроках литературы учащиеся пишутся сочинения, посвященные своим славным предкам. Весь этот материал был собран и опубликован на блоге в разделах «Творчество учащихся», «Стихи», «Воспоминания», «Интервью».

Этот раздел постоянно пополняется. Работы, выставляемые на сайте, являются образцами, на основе которых учащиеся смогут создавать аналогичные. Также предоставляется возможность прокомментировать и высказать свою оценку представленной работы.  Свои предложения, творческие замыслы и частичную их реализацию можно прислать на сайт, и педагог даст оценку представленной работы, рекомендации по ее совершенствованию.

Одной из проблем является сохранение памяти о блокаде и блокадниках. Сегодня многие сетуют на то, что школьники мало знают о Великой           отечественной войне. Для этого на блоге был создан раздел «Историческая справка». В ней дана краткая справка о блокаде. Для   полного знакомства даны ссылки на лучшие сайты о блокаде города, создана лента времени. Этот материал рекомендован для подготовки учителей и учеников к классным часам, урокам истории и литературы. Представленный на сайте  материал учащиеся могут использовать в докладах, рефератах, сочинениях.

Одним из способов повышения интереса школьников к истории своего города является использование материала о памятниках Великой Отечественной войны на территории родного края. Поэтому даны сведения об укреплениях (ДОТы, ДЗОТы, АПК «Слон» и т.д), расположенных на территории Курортного района, о памятниках, посвященных событиям Великой отечественной войны.  Особый интерес представляют статьи о жителях родного края, переживших блокаду. Также на блоге есть возможность представить наблюдения учащихся во время экскурсий на указанные объекты, исследовательские работы учащихся. Здесь же дается справочный материал о ветеранских организациях сегодня. Используя информацию о Совете ветеранов, классные руководители могут пригласить участников ВОВ на классные часы по патриотической тематике, организовать встречи.

Для знакомства с историей блокады города учащиеся постоянно выезжают на экскурсии по Дороге жизни, в Музей обороны Ленинграда и другие. В разделе «Что посетить» дается информация о памятниках и музеях, посвященных блокаде, рекомендованных для посещения школьниками. По каждому из музеев дана краткая справка о его коллекции, о временных выставках, координаты, время работы и ссылка на его  сайт. Используя данную информацию, учителя могут заказать экскурсии в музеи, а учащиеся вместе с родителями посетить их самостоятельно. Эта информация может стать отправной точкой для подготовки докладов по истории России и истории Санкт-Петербурга.

В ближайшее время на тематическом блоге планируется открытие виртуальных экскурсий. Первая виртуальная экскурсия будет посвящена Зеленому поясу славы. На сайте будут представлены фотографии памятников, входящих в его состав, даны исторические сведения об истории их создания.

На блоге представлены фотоальбомы учащихся с поездок и с мероприятий, посвященных памятным датам, где  учащиеся представляют наиболее интересные сюжеты с экскурсий, поездок.

Таким образом, тематический блог «Был город-фронт, была блокада» является средством непрерывной и проектно-исследовательской деятельности учащихся, то есть является неотъемлемым инструментом высокотехнологичной среды образовательного учреждения.

 

Обновлено 11.01.2014 12:11