Сейчас на сайте

Сейчас 19 гостей онлайн

Авторизация



Методика использования электронных тренажеров для организации непрерывного обучения в начальной школе в рамках высокотехнологичной среды образовательного учреждения.

Юдина Е.П.

Одной из важнейших задач обучения является формирование основных предметных учебных навыков, многие из которых должны быть доведены до автоматизма. Одной из технологий обучения,  позволяющих успешно решить эту задачу,  являются электронные тренажеры.

Электронные тренажеры представляют собой электронные образовательные ресурсы, предполагающие многократное выполнение учащимися подобных заданий с целью закрепления изучаемого материала и формирования прочных учебных навыков. Каждый электронный тренажер содержит систему разноуровневых заданий по определенной теме.  Их генерация происходит от простого к сложному. Использование электронных тренажеров может происходить на разных этапах процесса обучения.

После объяснения материала их можно использовать на интерактивной доске, где учащиеся будут вписывать готовые ответы и объяснять ход решения.  Другим технологическим приемом использования  тренажеров  является такой, на котором ответы появляются автоматически, а  до их появления учащийся должен правильно указать результат. Следующий этап использования: работа с электронными тренажерами может происходить в компьютерном классе, где выполнение заданий происходит под контролем учителя. Учащиеся в ходе выполнения могут задавать вопросы учителю. Учитель их направляет, объясняет ход решения.

Третьим этапом работы с электронными тренажерами является домашняя работа учащихся. Они самостоятельно или под контролем родителей выполняют тренировочные задания. Наличие готовых тренажеров и возможности оперативно проверить их решение позволяют родителям эффективно оказывать помощь детям как болеющим, так и слабо успевающим. Положительность используемой технологии показал опыт учащихся 3-х классов: учащиеся, которые дома занимались на тренажерах, показывали более высокие результаты на контрольных работах. Родители благодарили учителей за оказанную им методическую помощь.

Электронные тренажеры можно подразделить на следующие группы:

1. Тренажеры-презентации.

Эти тренажеры предназначены для демонстрации  на интерактивной доске или экране. Они содержат серию вопросов. Каждый вопрос отображается на экране и учащиеся устно должны дать на него ответ. Потом после получения нескольких ответов на экране высвечивается правильный.

Вопросы могут содержат иллюстративный материал.

2. Тренажеры-программы.

Они предназначены   для работы в он-лайн  режиме, содержат краткую информацию по изучаемой теме, серию  заданий. В ходе работы учащийся вводит ответы к выполняемым заданиям. Производится автоматическая проверка. В случае необходимости учащийся может обратиться к подсказке. Работа с программами может осуществляться в компьютерном классе или дома. Статистика работы с программами может собираться по сети.

3. Тренажеры на сайтах.
http://www.training.324school.spb.ru/

Тренажеры на сайтах предполагают работу с ними в он-лайн режиме. Учащийся регистрируется на сайте и выполняет серию заданий. Итоги выполнения работы сохраняется на сайте и учитель далее может проверить результаты работы учащегося.

В настоящее время среди разнообразных программных продуктов, предназначенных для школы, имеющееся количество электронных тренажеров для использования школьников недостаточно. В большинстве своем они содержат лишь небольшое количество заданий, которое достаточно лишь для повторения материала, но не для закрепления знаний.

Наиболее эффективными из готовых тренажеров мы считаем учебно-методический комплекс «Наставник». Он включает в себя значительное количество заданий по русскому языку, по математике. Учащиеся периодически 2-3 раза в неделю работают в компьютерном классе, решая задачи. Все результаты работы фиксируются  в базе данных, по каждому из учащихся можно вести статистику его работы, проследить динамику усвоения материала.  В нашей школе УМК «Наставник» используется с 2004 года, накоплен большой опыт его использования. Работа с «Наставником» организуется  следующим образом: в каждом классе на компьютере установлена клиентская часть, которая подключена к центральному серверу; при изучении темы учащийся сначала проходит диагностический тест, в ходе которого определяются пробелы в его знаниях, далее,  в зависимости от полученных результатов,  учащийся выбирает серию тренировочных заданий для отработки навыков и выполняет их. Учитель помогает учащемуся решить задания, вызывающие наибольшее затруднение, отвечает на вопросы. В случае неудачного выполнения заданий учащийся может выполнить его еще несколько раз до достижения положительного результата.

В конце изучения темы учащийся выполняет итоговый тест, за прохождение которого получает оценку. Работа с «Наставником» может проводиться как в кабинете начальной школе с отдельными учащимися, особенно удобно организовывать работу со слабыми учащимися в ГПД, так и в компьютерном классе со всеми учащимися класса.

В нашей школе программистом разработаны  электронные тренажеры по различным предметам: математике, английскому языку, русскому языку, естествознанию.

Создано пособие «Курортный район» для уроков краеведения. Оно содержит несколько интерактивных заданий на определение памятников Курортного района, старых и новых названий поселков, интерактивных карт. В интерактивном режиме учащийся вводит ответ к заданию. У него есть возможность моментально проверить результат. В случае неправильного ответа есть возможность выполнить задание повторно.

Разработана серия тренажеров «Умницы» для учащихся 2-3 класса в Интернете.

Он содержит задания по русскому языку, в рамках которых может быть проработано более 350 грамматических конструкций. Также в него включены задания по математике по темам: «Сложение», «Умножение и  деление», «Меры длины». Сайт  включает в себя тему по естествознанию «Птицы».

По русскому языку создана база данных состоящая из более 300 грамматических заданий. Задания предлагают пользователю вставить пропущенную букву, правильно написать слово, найти орфограмму и др. Все задания разбиты на 10 тем: «Правописание –н и –нн-», «Правописание  Жи-Ши» и т.п. При заполнении  теста для учащегося случайным образом выводятся 10 заданий. Выполнение работы  может продолжаться бесконечно. Окончательный результат должен привести к положительной оценке.

В программе по математике числа в примерах генерируются случайным образом. Тест содержит 3 уровня. После выполнения заданий первого уровня учащийся может перейти к следующему. Учащийся может решать до 100 различных примеров различного уровня сложности.

Этот тест был опробован во 2-б классе в 2011-2012 учебном году. Анализ результатов показал, что в контрольной работе «Меры длины» качество знаний составило 90%. Результаты работы у слабых учащихся поднялись на более высокий уровень.

Тренажер по естествознанию. «Птицы» содержит  справочник по птицам, проживающим в средней полосе  России. Учащиеся могут ознакомится с их изображениями, названиями и краткой характеристикой. В тренажере учащимся предлагается узнать птиц по их изображению. Вначале они должны выбрать правильное название птицы из списка с10 элементами, далее самостоятельно подписать название. На третьем уровне учащиеся должны узнать птицу по ее описанию.

Таким образом, многолетний опыт использование электронных тренажеров  показывает их эффективность. В ходе их использования было замечено, что

1. повышается интерес к изучаемому предмету.

2. наблюдается рост качества знаний.

3. особый эффект тренажеры дают для слабоуспевающих учащихся.

4. создаются комфортные условия для самоподготовки учащихся дома.

5. повышение эффективности  помощи родителей детям.

 

Обновлено 11.01.2014 13:52