Сейчас на сайте

Сейчас 31 гостей онлайн

Авторизация



Возможно ли счастливое детство в нашей стране
Балкова Алена, 11 класс, 2007 год.

   Я выбрала данную номинацию, т. к. давно размышляла о проблеме, затрагиваемой в ней. Я отношусь к тому числу жителей  нашей страны, которым не безразлична ее судьба. Будущее нашего государства в руках подрастающего поколения, и каким  будет наше поколение, таким будет и будущее, и наше государство.

  С древнейших времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблемы защиты прав детей и детства. Так , Антуан де Сент – Экзюпери  писал : « Мы в ответе за тех кого приручили …» с началом 21-века во всем мире эта проблема стала на первом месте. Любое изменение в государстве и обществе отражается, прежде всего,  на детях. Перестройка всех сфер общества в 80 – ые годы 20 – века и создание  рыночных основ экономики привели к резко социальной  дифференциации российского общества. Особенно больно «ударило»  по старикам и детям.

  Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети - самое дорогое, политики ставят перед собой задачу по решению данной проблемы. Для нашего общества существует не День и не Год, а Время работы над спасением поколения, которое придет на смену.   Я не хочу ругать или винить наше государство, в том,  что оно не очень-то  торопится решить такую огромную проблему, которая  существует у нас. Я просто  пытаюсь донести до людей, которые управляют нашей страной, то, чего они  не видят  или не хотят видеть.  Но если наше руководство хочет  того, чтобы государство в будущем существовало и процветало, то эту проблему нужно решать не медля.

   Почему  в нашей стране дети не могут быть счастливы?

Маленькие дети, которые только начинают жить, не должны сталкиваться с взрослыми проблемами. С малых лет, когда  формируется  их мировоззрение, восприятие окружающего мира их часто  окружают не мир беззаботного детства, а совсем недетские проблемы  сложившейся семьи, в которой они живут, неуважение  со стороны взрослых. Многие государства мира приняли участия  в создании Конвенции. Она была принята в 1989 году. Наша страна также  подписала ее. Но не все права  ребенка, которые написаны в Конституции, выполняются государством, родителями.

  Я не говорю о том, что государство вообще не интересуется проблемами ,касающимися детей и их прав. Оно, конечно, принимает законы, обсуждает, что лучше, а что хуже для детей, но почему-то эти законы всегда работают наполовину.           

Органы опеки и попечительства тоже не всегда  в полной мере выполняют соответствующие им функции. Я коснусь законов относящихся к защите детей, и попытаюсь доказать, что наша страна движется не вперед по данному вопросу, а, наоборот, назад.

   

 

Защита прав несовершеннолетних детей

  • Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
  • Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.
  • При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.
  • Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
  • Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.
  • Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.
  • срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
  • Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Как осуществляется защита прав ребенка?

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

К первым относятся:

  • Прокуратура,
  • Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

  • предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
  • предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
  • внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»)).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежащее исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

  • предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
  • осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
  • организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
  • подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

  • расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;
  • введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);
  • составление Плана по защите ребенка – акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;
  • распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);
  • создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);
  • разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;
  • контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы уполномочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.

Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенцировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка – закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести, к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка – 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет–универсальна – единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта.

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

При этом, в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также – права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.

   Дела такого рода против России также уже подаются.

 

   И так вернемся к нашим законам и их последствиям:

1.Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на  попечении тех, кто  обеспечит им наилучший уход.(статья 9 К. ООН о правах ребенка)

- Право ребенка жить и воспитываться в семье(п.2. ст.54 СК РФ).

     Представим, что ребенок-сирота и находится на попечении бабушки, (в соответствии с п.1 ст.35 ГК РФ назначенная органом опеки) у которой пенсия ниже прожиточного минимума. Скажите, как она может предоставить ребенку хорошие условия для жизни? Тут же  сразу  вспомнится, что ребенку, находящемуся под опекой, должна выдаваться  материальная  поддержка в виде пособия*. Однако, это пособие является смешной суммой.                                 

Именно потому, что государство не может осуществлять материальное обеспечение детей-сирот, они стоят с протянутой рукой.

  Я считаю очень верным мысль-высказывание  «Потому, как живут дети в том или ином государстве, можно сказать о самом  государстве, т. е. дети являются лицом страны». Сразу же представляя наших российских детей, которые живут в подвалах, стоят  у метро с протянутой рукой, можно сказать, что нашему государству еще далеко до  идеального.

 

*(В соответствии с п. 2 принятого восполнение Постановления Пр. РФ от 20.08.1992№ 409 Приказа Мин. Образования РФ от 19.08.1999г.№ 199,назначение и выплата средств производится на детей-сирот и детей(100руб.), оставшихся без попечения родителей и находящихся подопекой (попечительством),родители которых неизвестны или не в  состоянии осуществлять  их воспитание в силу сложившихся обстоятельств.)

    2. Дети имеют право  на приемлемый уровень жизни (статья 26,27(1) К.ООН)

Если пройти по родному городу, можно встретить  много бездомных детей, у которых нет ни родителей, ни родных. Да они вообще, в принципе, никому не нужны. Не нужны мимо проходящим людям, у которых голова забита своими проблемами, и лишь единицы остановятся и подойдут к ним, чтобы спросить  о том, могут ли они чем-то помочь. Но так же они не нужны  нашему государству. И эти дети не могут никуда обратиться ,потому что они заранее знают, что  им  никто не поможет, и в этой жизни они предоставлены самим себе. Каждый год погибают беспризорные дети от холода, от голода, и болезней, а некоторые вообще кончают жизнь самоубийством, потому что, не находят другого пути для решения своей проблемы. И тут сам отпадает вопрос о каком-либо уровне жизни.

  Но все становятся беспризорными по разным причинам: кто потерял родителей, кто сам ушел из дома…

   Последняя причина в 21-веке становится самой частой.

 Я в своей школе проводила анкетирование в 5-8 классах.

                             Вопросы анкеты:

1.    Меня наказывают потому что…

2.    Какие наказания к вам применяют к Вам родители?

3.    Кто с вашей точки зрения  наиболее агрессивен в вашей семье?

 Цель данного опроса: определить характер взаимоотношений в семье детей и родителей. Меня удивило, но ребята отнеслись  к этому очень серьезно и почти  все попытались ответить честно. Конечно, анкетирование проводилось анонимное.

       На первый вопрос  наиболее частыми ответами были: за ложь, плохие оценки. Я попытаюсь аргументировать, почему дети врут. Наибольшее количество родителей не могут выстроить  отношение между собой и детьми верными способами. Если ребенок обманывает, в этом виноваты только лишь родители, значит, дети не  доверяют им  или бояться серьезного наказания, которое они могут получить. Представим, что ребенок, придя, домой, сказал, что получил по русскому языку «двойку». Родители  чаще всего  начинают  кричать, даже не выяснив причины. Ребенок в этот момент думает  только лишь о том, что лучше бы он солгал. а если бы ребенок солгал, то узнав правду, родители также накричали или наказали бы. Какой же выход может быть из данной ситуации? Не лучше ли  сесть и поговорить  с ребенком в доверительной форме, чтобы  он понял, что ближе, чем родители, у него  никого нет, и в любой ситуации только  они смогут помочь ребенку. А родителям нужно посоветовать быть сдержаннее.

     На  втором месте по ответам  было, что детей ругают за оценки - это не удивительно. Родители думают, что  если они накричат на ребенка, то он от этого станет лучше учиться. Я уверяю родителей , что крик - это самый неверный способ  научить  чему – то ребенка. Первое, что  должен понять ребенок, это, то, что  он учится не для родителей, а  для себя. А если будут кричать, то  желание  учиться само отпадет у ребенка.

На второй вопрос  наиболее частыми ответами наказаниями были: мытье посуды, запреты смотреть телевизор и играть в компьютер, прогулки.

  Этими   наказаниями родители пытаются отнять у детей  то, что  они больше всего бояться потерять. Я считаю  это правильной мерой, т. к. в следующий раз перед тем как сделать что-то плохое, ребенок подумает, о последствиях своего поступка. Но оказалось даже 4 человека из 72 – х  опрошенных, которых наказывают при помощи ремня. Этот способ я не поддерживаю, он совершенно не гуманный.

   По ответам на 3 вопрос самой строгой  из родителей оказалась мама. Из 72 опрошенных, только 15 согласилось с родительскими наказаниями, из этого следует, что в большинство семьях  отношения между детьми и родителями не и идеальны.

    Почему в нашем государстве, существуют такие  проблемы как  существование бездомных, трудные взаимоотношения  между родителями и детьми?

 

В настоящее время Россия стоит перед необходимостью серьезных социальных преобразований. В отличие от обыкновения, такие социальные преобразования должны быть направлены не на способы и формы воздействия государства на общество, а на создание системы взаимодействия государства и институтов гражданского общества.

Тем не менее, в условиях социальных преобразований любого свойства, существующие социальные институты подвергаются особой опасности. Базовым социальным институтом общества была и остается семья. Таким образом, рискам оказываются подвержены и семейные связи, и, что самое страшное – дети. Проблемы основной массы современных российских семей хорошо известны: низкий материальный достаток, жилищно-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, насилие над детьми, дисгармония межличностных отношений, отсутствие взаимоуважения, пьянство. Семья, лишенная государственной патерналистской опеки и жесткого государственного контроля, не смогла обрести институциональной устойчивости и способности к саморазвитию. В то же время и государство, не способствуя своей политикой укреплению семьи, продолжает рассматривать ее как объект управления, принуждения, благодеяния, репрессии. И до тех пор, пока российская семья не станет полноправным субъектом общественной жизни, пока родители не обретут действенные права и реальные возможности растить и воспитывать здоровых детей в атмосфере любви и достатка, – до тех пор семья не станет институтом, действительно ответственным перед ее членами и обществом в целом за благополучие растущих в ней детей. Но это возможно лишь в условиях, когда государство осознает себя в отношениях с семьей равноправным партнером.

Согласно последним данным Госкомстата за 11 месяцев 2001 года население России уменьшилось на 781,8 тыс. человек (это уже с учетом немалого иммиграционного притока населения), в 27 регионах страны число умерших в 2-3 раза больше числа родившихся. К моменту окончания школы полностью здоровыми могут быть признаны только 14% учащихся. Но приобретение последнего времени – детская наркомания, принимающая характер эпидемии, – вполне способно ухудшить и этот показатель.

В  цивилизованных странах значительную часть бремени  по защите детства берет на свои плечи гражданское общество, неправительственные организации. В России организации третьего сектора не могут встать на ноги и стать значимой силой без заинтересованного содействия со стороны государства.  Организации третьего сектора, так хорошо зарекомендовавшие себя в решении основных социальных проблем в развитых демократических странах, в России сегодня пока не получают должную поддержку своей деятельности со стороны государства.

Что же нужно делать, чтобы помочь детям познать свои права:

- повышение квалификации специалистов, работающих с несовершеннолетними;

- изучать международный опыт работы с вопросами  связанными с детьми;

- в интернатах, детских домах проводить  с детьми  беседы об их правах;

- общение с родителями, т.к. правовое сознание родителей недостаточно сформировано.Представление о правовых нормах не связано  однозначно и противоречиво с представлениями о конкретных формах воздействия на ребенка.

* Родители готовы  уважать права ребенка на проявлении собственной воли, но в реальных ситуациях часто  не умеют согласовать  волю ребенка с правилами поведения ,не прибегая к мерам, нарушающим права ребенка.

- Необходимо  разработать  и предложить родителям адекватные стратегии управления поведением детей.

  *Большее количество родителей сами подвергались телесным наказаниям и считают  приемлемым формы воздействия на ребенка.

 Из всего следует, что на данный момент, счастливое детство в нашей стране- это утопия.